«Мертвые души» - это телесериал, основанный на выдумке Гоголя. Независимо от того, что роман не был закончен, создатели кинофильма предлагают свое расширение сюжета, соединив элементы различных литературных творений Гоголя.
Каждая серия - это маленький мир с его собственной драмой и комедией. В центре внимания - Шиллер Иван Афанасьевич, бюрократ из Петербурга, который был отправлен в град N для дознания. Его путь пересекается с Чичиковым, который уже обошел собственных помещиков и приобрел необходимое число душ.
В сериале есть ссылка на иную выдумку Гоголя - «Ревизор». В ней можно увидеть целый состав чиновничьего аппарата, включая городничего, судью, покровителя благочестивых заведений и других. «Говорящие» фамилии остались прежними.
Содержание сериала открывается мотивами повести «Шинель». Шиллер Иван Афанасьевич - это новый человек, который выучился хватать взятки, перемещать шинель и полагать всех кругом своими холопами. Когда российского хорошего Ваньку уверяют в том, что у него имеется администрация, выходит следующий гоголевский гротеск.
Образ Чичикова, которого сыграл Хабенский, принял дьяволическую интерпретацию. Он скупает мертвые души, а Шиллер - это живая воротила, которая вдруг делается черствой как камень.
Кинофильм остался открытым, поэтому что многие принципиальные вопросы были затронуты, и не на все были предоставлены ответы. Создатели кинофильма не стали изменять классику в новый, пышущий эффектами триллер.
Кинофильм советую всем, кто оценивает русскую классическую литературу, кто читает ее, а не лишь глядит(!), кто читает критическую литературу и разные объяснения такого либо другого творения. Эта выдумка - это увлекательная история, которая будет интересовать тех, кто любит русскую классику.
Советую всем, кто хочет понять глубину этого телесериала, не только смотреть его, но и читать критические рецензии, объяснения и другие материалы. Матерlal для изучения довольно глубочайший, и без дополнительной информации многие аспекты сюжета могут остаться не понятыми.
Николай Васильевич Гоголь занимает для меня видное место в панtheon классических писателей. Вряд ли кто-то может с ним сравниться, за исключением, пожалуй, Сергея Довлатова. Это моя личная точка зрения - другие могут и поспорить. Однако, обратимся к экранизации гоголевских произведений.
Написанные Николаем Васильевичем два столетия назад до сих пор оставляют свой отпечаток на литературном поле, несмотря на прекрасную экранизацию. Ведь даже самый лучший фильм, самая изумительная игра актеров и максимальная схожесть с написанным не заменят восхитительного слога гениального классика.
Однако любовь к его произведениям не умаляет достоинств их экранизации. Сериал «Дело о Мертвых душах» пробуждает во мне некоторые странные и не совсем понятные для меня чувства. Снятый в 2005 году Павлом Лунгиным, фильм изначально не принадлежал к какому-либо конкретному жанру. Режиссер обозначил его как «фантазия», но на мой взгляд, это определение не соответствует полученному результату. Равно как и «поэма», по высказыванию некоторых критиков.
Для меня ясно одно - Лунгин не стал идти по проторенной дорожке, просто максимально приблизив свою картину к рукописному оригиналу. Его дорога была сложна, многозначительна и разнообразна, плюс к этому - личное видение режиссера тех или иных эпизодов - и вот перед нами довольно оригинальное произведение, которое в целом оставляет неплохое впечатление.
Кстати, первую серию я посмотрел с некоторым усилием над собой - меня раздражало все: и картонные декорации, и неестественно играющие актеры, и неожиданные повороты сюжета, наводившие на мысль, что все, принявшие участие в создании данного фильма, явно нуждаются в консультации психиатра. Мне понадобилось нечеловеческое упорство, чтобы заставить себя продолжить просмотр.
Однако, к концу сериала я был уже практически влюблен в данную картину. Я вдруг начал понимать все, что хотел мне показать режиссер - и наигранность, и обезбашенность, и даже некоторую провокационность постановки - все это создавало определенную атмосферу для подачи нам исходного материала.
Говоря о сериале, нельзя не отметить актерскую игру. Порадовал Деревянко - если честно, даже не думал, что он может так играть. А Гармаш? То, что он великолепный актер, я знал давно, а то, что он оказался истинно гоголевским актером - для меня стало открытием.
Ведь у каждого классика есть свои актеры, как, к примеру, у Достоевского - Инна Чурикова и Евгений Миронов, а вот Гармаш оказался гоголевским. Замечательно в сериале сыграл и Ильин, впрочем, актеры все были великолепны, и потому проще им всем сразу выразить свой восторг, а не перечислять их поименно.
Сериал получил 8 из 10.
В отрыве от повседневной рутины, я решила погрузиться в мир старинного сериала 2005 года. Что вы думали - я впал в эстетику! А почему-то этот шедевральный проект Павла Лунгина так мало обсуждается? Нет хвалебных рецензий, ярких обсуждений критиков. Вспоминается как фильм «Адмирал» был обрушен на похвалу, а почему же сериал Лунгина не получил такого же признания?
Сценарист Юрий Арабов создал сценарий, в котором добрая десятка произведений Николая Гоголя была смесена в одном сосуде, и это было сделано с талантливой легкостью. Однако, что-то заставляет вспомнить ту самую Нину Садур, которая была первопроходцем в этом деле, указателем пути для остальных.
В сериале четко продуманы все мелочи - декорации, детали, костюмы. Везде висят ружья, причем каждое - настоящее! Кто сейчас может сравниться с режиссером, который так тщательно продумывает декорации и концепцию? Нету таких режиссеров!
Наши герои живут в мире, где У Ноздрева проживает на конюшне, а У Плюшкина нет стен, а у Собакевича стол ломиться от яств. Городничий от роскоши становится безумцем. Все Гоголевские «морды» тут вытянуты, увеличены, словно вытянуты щипцами из книги на большой экран.
Однако, среди героев есть не только негодяи. У Арабова есть свое собственное суждение о чести, и его можно услышать в детских жалостливых нотках Собакевича, похожих на плач ребенка, обставленного в дворовой игре, или в сентиментальной плаче Плюшкина. В целом, все актеры выложились в фильме на все сто процентов! Шедеврально!
Процесс встреч Шиллера с каждым, кто проходит по делу Чичикова, снят великолепно. Мне лично очень понравился Плюшкин в исполнении Ярмольника. До этого я не знала, что Ярмольник может быть актером, способным создавать такие сильные и глубокие роли.
Я считаю, что этот фильм - лучшее творение Павла Лунгина! Если сказать вам честно, то очень редко какой Мастер может настолько великолепно передать на экран атмосферу и дух гоголевских произведений! Браво, Мастер!
В этом фильме мы видим город Н - как скопище самых уродливых и низких грехов человеческих, город, который лежит в желтом тумане (помните Босха?). А сцены бала напоминают цирк Дю Солей, когда одновременно присутствуют и радость и страх!
В конце концов, мы видим простой и обычный для русского народа финал - ворую все, а сядет крайний! Да что уж тут говорить. У каждого режиссера есть идея связать произведения Гоголя с сегодняшним днем! Выпустить нечто такое на злобу дня! И я думаю, Лунгину это прекрасно удалось! Браво великолепному режиссеру!