Россия, где голубоглазые блондины и блондинки играют кареглазых брюнетов и брюнеток, а наоборот - это не беда. Но когда актеры подобраны так, что отец Михаила Юрьевича изменяет жене с крепостной прямо у нее на глазах в той же комнате, а потом чуть ли не начинается бить ее головой об пол... то это ужас.
Сцена, где Лермонтов лезет подглядывать в женскую баню и его сцена с крепостной - это просто комедия. А Мартынов всюду говорит всем и намекает, что Лермонтов девственник, что с Лопухиной у него не было ничего, неопытный он. Да в 19 веке такого разговора быть не могло.
В фильме Лермонтов и впрямь показан неудачником-девственным, хотя он слыл разбивателем женских сердец (и не только женских, но об этом уже умолчу). То, что мать Лопухиной уже давно умерла, это ничего, в фильме она воскресает... и говорит Арсеньевой про Варю и Мишу: «Какая хорошая пара!» А ничего, что они были родными братом и сестрой? И именно поэтому их любовь была трагичной, они не могли пожениться как близкие родственники!
А еще Арсеньева кидается и плачет, когда ее муж (дедушка Лермонтова) выпил яд. А на самом деле (это документально известно) она сказала: «Собаке-собачья смерть!», и по одной из версий сама отравила мужа.
Порадовало, что съемки велись в Пятигорске, в Петербурге. Что хорошо, так это пейзажи. И костюмы неплохие. Только вот в день дуэли была гроза и буря, а не ясная погода. И костюм военный Лермонтов почему-то носит еще в детстве, до поступления в юнкерскую школу... А на Мартынове в день дуэли была черкеска, и он ее там забыл.
Сцена дуэли «убила наповал»… Что же это такое! Ну ведь есть куча документов, дела о дуэли все сохранились! Неужели надо снять фильм на скорую руку, даже не прочитав ничего о том, о чем снимаете?! Поэтому я промолчу... Почему Мартынов кидается на мертвого Лермонтова и его трясет? Где это такое видано вообще - бросаться на труп с претензиями. Ведь написано, как было на самом деле, кто выше стоял, кто и когда стрелял…
Самое то обидное, что школьники это смотрят, и думают, что было все именно ТАК… Поставлю 1 балл за игру актера Юрия Чурсина. Играет хорошо. Только играет не настоящего Лермонтова, исторического, а какого-то другого, выдуманного режиссерами...
Я был рад, когда узнал о выходе биографического сериала, рассказывающего о судьбе одного из известнейших отечественных писателей Михаила Юрьевича Лермонтова. Однако просмотр сериала меня не зацепил. Причина может заключаться в том, что я уже достаточно много прочитал монографий и других биографических статей о жизни этого человека.
К сожалению, авторы почти проигнорировали отношения Лермонтова с Натальей Федоровной Ивановой, которой он посвятил ни одно стихотворение. В сериале она мельком упоминается, но подробно не рассматривается.
Образ самого писателя, созданный Юрием Чурсиным, несколько отличается от образа, который я видел в биографических сводках. Перед нами предстает человек, который больше похож на гвардейского позера, эдакого корнета, но на самом деле Лермонтов - человек бывалый военный, знающий, что такое война.
В сериале также есть место и для князя Васильчикова, который оказывается куда важнее в этом сериале, нежели в самой истории. Немаловажно то, что в сериале есть неприязнь в отношении к Лермонтову со стороны Николая Первого.
Евгения Дмитриева сыграла важнейшую роль в сериале, ее Екатерина Лопухина выглядит весьма своеобразно. Варя и Мишель общаются очень много, а персонаж Дмитриевой нередко обращается к Арсеньевой с радостной новостью о том, что может получиться неплохая пара между Варей и Михаилом.
В общем и целом, вроде все ясно, но потом начинается путаница в фамилиях, потому что появляются однофамильцы, которые никак не связаны друг с другом. Непонятно, почему авторы решили привязать к истории жизни Лермонтова эту историю, но у них получилось сделать это без угрызений совести.
Еще был ляп, связанный с Лермонтовской формой, которая была похожа на ту, что носили в Тенгинском полку. Странно то, что именно эта одежда была выбрана авторами сценария, потому что там очень сложная связь между корнетом лейб-гвардии и ссылкой на Кавказ.
Наверное, разбирательство было действительно несерьезным, да и к тому же Мартынов по этому поводу ни раз менял мнение. В общем и целом, вот такие неприятные ситуации есть в сериале.
Увы, он тоже не идеален. Хочется отметить, что после просмотра этого проекта возникает лишь одно непреодолимое чувство - очень уж хочется прочитать биографию Лермонтова заново, чтобы почувствовать то, что зовается правдой.
В этом проекте у Лермонтова откровенно не тот характер, да и некоторые детали его жизни были перевернуты с ног на голову, что не есть хорошо. Хочется отметить, что авторы сценария могли бы внимательнее отнестись к своей работе, но порой им приходится то выставлять нас дураками, то самим казаться глупыми из-за откровенных косяков и действительно неверной интерпретации.
Но я за это их судить не могу, потому что биографические данные все же по хронометражу и прочим важным моментам верны. Человеческая жизнь может трактоваться по-разному разными людьми, к тому же столько времени прошло уже с того момента.
Хочется отметить, что авторы сценария проделали огромную работу, несмотря на то, что я к ним придираюсь. Надеюсь, что вам проект придется по вкусу. Приятного просмотра. Оценка - семь из десяти!