Верхушка! Сериал не вращает братов Винчестеров, не зовёт агентов ЩИТа, не снимает Эркюля Пуаро с поезда, не расправляет крылья Люцифера, не метит головы Демонов и не просит называть Святым Франциском. Поэтому, перед просмотром, всем экшенозависимым настоятельно рекомендуется принять что-нибудь для абстрагирования. Например, «Триеро-Меланхолин» или «Твин Пиксолан» употребить в небольших дозах, до достижения минимального эффекта в полёте образного мышления.
И вот написано, мол, скучно.Так как же это смотреть?
Начну по порядку.
«Пикник у Висячей скалы» — это художественный роман австралийской писательницы Джоан Линдси, который вышел в 1967 году. Славы в своё время он не сыскал, однако она к нему пришла буквально спустя восемь лет, когда австралийский же режиссёр Питер Уир (тот самый, что снял легендарные «Общество мёртвых поэтов» и «Шоу Трумана») взялся за экранизацию. Одноимённый фильм вышел в 1975 году, став своеобразным открытием австралийского кинематографа для широкой аудитории.
Эта история связана с тем, что лейтмотив «Пикника» — это квинтэссенция из максимальной метафоричности, эфемерности и одновременно с этим чёткого порядка. Здесь нет места логике и конкретике, здесь — тончайшая грань между строгостью викторианской эпохи (колледж миссис Эппльярд) и необузданной мистической мощью природы (Висячая скала). Здесь жёсткий кодекс общественных приличий и бунтарский дух юности, здесь внушаемость подавленной психики воспитанниц и интеллигентов против свободного и гибкого восприятия обыкновенного кучера; здесь белое платье станет бардовым, а девственно чистая юность сменится призывно манящей зрелостью.
Сериал использует те же приёмы, что были в фильме: оператор создаёт максимально осязаемые образы, его окружающий мир буквально сочится той самой почти удушающей полуденной жарой, которая дурманит и затягивает в бездны томительных сновидений.
Кстати, о снах. Как в фильме, так и в сериале, сны имеют ключевую роль в понимании сюжета и связей между некоторыми персонажами: сны предстают не просто набором абстрактных образов, они являются своеобразными «сообщениями» для конкретных людей о не менее конкретных событиях.
Что касается актёров в сериале, то лично мне нравится выбор Натали Дормер на роль миссис Эппльярд за счёт её харизматичной внешности и умения ею пользоваться, ибо её героиня — дама весьма неоднозначная. Однако, Дормер значительно моложе своей предшественницы Рейчел Робертс: на момент выхода фильма Робертс было 48 лет, и образ деспотичной директрисы колледжа для девочек она отыграла блестяще. Самая яркая ассоциация происходит именно с образом зрелой женщины со сложным характером, способной на поступки, в том числе и фатальные.
Настоятельно рекомендую сериал тем, кто любит мистические хитросплетения, что изящно завуалированы под тонким кружевом метафорического повествования.
В фэнтезийном динамике сериала скопирована целая галерея взаимосвязанных нитей, которые переплетаются в сложное полотно сюжета. В его основе лежат две основные линии: детективная, где расследуется таинственное исчезновение молодых женщин, и любовные истории, которые заполняют каждую эпизодическую перлицу. Помимо этого, сериал затрагивает общественный вопрос о положении женщины в обществе 20-го века, когда все еще существовал жесткий социальный барьер на пути к равенству.
Совместная работа сценаристов и актеров - это искусство, которое достигает апогея. Каждый персонаж имеет тщательно проработанную характеристику, без избыточных или недостающих фигур. Актеры, в свою очередь, с блестящей точностью соответствуют своим ролям, что создает впечатляющий эффект реальности.
Однако, сериал имеет один существенный минус - избыточное использование спецэффектов, которые не только создают мистическую атмосферу, но и вызывают определенное недоумение. Это может быть связано с желанием авторов создать дополнительный слой загадки, который не совсем успешно воплощается.
В целом, сериал является вполне достойным (хотя быстрый просмотр не обошел бы его, если бы все-таки раскрыли до конца сюжетную линию). С его сложной структурой и глубоким анализом социальных вопросов он может быть полноценным украшением любого телевизионного эфира.
Внушающийся чувственный дискомфорт - это не тот эффект, который я хотел бы достичь, когда оцениваю сериал "Алиса в зазеркале". Конечно, не имея возможности сравнивать с оригиналом или предыдущей экранизацией, моё мнение основано исключительно на впечатлении, которое сложилось у меня при просмотре. И если я честно признаюсь, то чувствую себя как в ловушке двойственного восприятия - радость и разочарование, которые поочередно взвешивались в моей душе.
С одной стороны, сериал создает впечатление идеальной реалистичности, даже если это может быть слишком идеально. Ожидания ползут вверх, а падать всегда больно. Вам нравится история Алисы в зазеркале? Сериал создает примерно то же ощущение нереалистичности происходящего и чем дольше погружаешься в повествование тем сильнее понятно, что ничего не понятно. Тайна правит этим визуальным пиром для эстетов и интеллектуалов, где каждый кадр словно картина, продуманная художником до мельчайших деталей.
Натура, интерьеры, костюмы, позы и жесты приковывают взгляд, а страх упустить ту мелочь, какой-то подтекст, который раскроет всю интригу, не позволяет оторваться ни на минуту. Все выдержано в одном ключе, каждая деталь на своем месте, включая в кои-то веки и Натали Дормер, с ее надменным кошачьим лицом и жутковатой улыбочкой. Грамотно расставив акценты музыкой и игрой света, создатели сериала выплетали эфемерное полотно сотканное из метафор, аллегорий и недосказанностей.
Однако, наиболее успешным аспектом проекта и удачной задумкой авторов, по моему мнению, стало гармоничное слияние прошлого с настоящим через флэшбэки; разительный контраст легкой пасторально-радужной картинки и мрачной мистичности, которую более привычно ожидать от обернутой в тени и лунный свет готики, достойно пера самого Эдгара По; первородной дикости природы и навязанной наивности, подавляющей в женщинах определенных сословий и состояний проблески свободолюбия, своенравия и свободомыслия. Затянутых в корсеты и невообразимые слои ткани, застегнутых на все пуговицы, согласно строгим нравам того времени, словно вещественное воплощение строгих рамок установленных мужчинами касательно женщин.
Мне даже понравилось, что финал по сути остался открытым для интерпретации, ведь событие, которое легло в основу сюжета сродни с городской легендой и имеет свой аналог по всему свету (тот же перевал Дятлова), как правило не получает разгадки, оставаясь тайной покрытой мраком. Спросите, что же тогда не так? Подобное нагнетание атмосферы имеет оправдание лишь в том случае, если в конце ожидается взрыв.
Вроде и вопросов никаких не осталось, но разочарование от этого никуда не делось. Возможно, это потому, что я надеялся на более динамичное заключение, которое бы оставляло после себя ощущение неожиданности и загадки. Однако, сериал "Алиса в зазеркале" остается привлекательным и вызывающим интерес, особенно для фанатов готики и мистики. В любом случае, я надеюсь, что создатели сериала продолжат развивать свой стиль и не уставать от поиска новых способов повествования.