Первым и основным возражением против утверждения о том, что книга Хаксли устарела, является то, что дистопии, как и утопии, могут потерять актуальность только в плане антуража, но не философии. Писатели, знающие человеческую натуру, являются хорошими пророками, и их произведения остаются значимыми для общества даже через века. Культовые антиутопии не могут быть отброшены как устаревшие, а могут только частично сбываться в той или иной форме.
В свою очередь, сериал по роману Хаксли является более удачным, чем фильм 1998 года. Визуализация сериала отличная, актёры выбраны приятно, а юмор - мягкий и чернушный. Некоторые сценаристы являются британцами, которые работали над сериалом "Хэппи", что кажется логичным выбором.
Однако, у меня есть несколько возражений к сериалу. Слабое перекраивание сюжета и трусость - это две основные претензии. Романы Хаксли сложны и требуют от экранизации изысканной работы. "Дивный новый мир" полемизирует сам с собой, смешивает художественный текст с рассуждениями о науке и искусстве, а также половину повествования посвящает диалогам об общественном устройстве и смысле бытия.
В романе можно найти многое: переосмысление мальтузианства, идей евгеники и внеутробного размножения, которые Хаксли изучал с интересом. Конфликт книжного Дикаря с миром Нью-Лондона может рассматриваться как столкновение двух мальтузианских ветвей - тех, кто предлагал контрацепцию, и тех, кто настаивал на сознательном воздержании.
Шпильки в адрес марксистской философии и молодого СССР также присутствуют. Страх интеллигенции перед неуетньюкой бездуховной действительностью - это же есть и в романе "Жёлтый Кром". Пророчество о приходе "цивилизации потребления" также может быть найдено.
Шекспировский интертекст - Дикарь постоянно цитирует Шекспира и отождествляет себя с его героями, а название романа взято из шекспировской "Бури". Пытайтесь кто-нибудь перенести "Дивный новый мир" на экран дословно - вышел бы тягучий артхаусный фильм, совсем не для массового зрителя.
Сериал, с другой стороны, добавил столько знакомых деталей, что стал выглядеть вторичным. Он не стал самостоятельным произведением, а скорее - продолжение романа Хаксли. Стоит удалиться от оригинала - и сюжет становится похож на сочинение семиклассника.
Зачем придумывать новые ходы, не добавляющие никаких свежих идей, если повествование отлично работало и без них?
Вне конвенций, в котором источник всегда преодолевает адаптацию, сериал выделяется своей исключительной способностью превзойти оригинал - книгу Хаксли 1932 года. Книга, написанная под видом научной фантастики, на самом деле представляет собой христианскую проповедь, утопическую визию общества, где болезни, старость и голод преодолены, а люди счастливы.
Однако, когда мы сравниваем сериал с книгой, становимся свидетелями резкого контраста. В сериале низшие касты на деле переживают те же эмоции и мысли, что и высшие касты, рождающие конфликт. Сома не всегда работает, создавая атмосферу неопределенности. В книге же низшие касты счастливы выполнять свою работу, а Сома действует на всех равномерно.
Конфликт в сериале заключается в искусственном разделении по кастам, что вынуждает жителей нового Лондона стремиться к эмоциональному опыту - чувствовать привязанность, злиться и т.д., что не разрешается для здорового общества. В книге конфликт возникает из-за того, что Дикарь не нравится развратное поведение в Новом Лондоне и то, что люди не читают Библию и Шекспира.
Дальше - это путь самобичевания. Дикарь считает себя "грязным" за простое взглянув на Линайну, после чего он занимается самобичеванием, буквально берет хлыст и бьет себя им, а также читает проповеди о целомудрии, соитии только после брака и боге. Когда Дикарь увидел реальную Линайну, которая не соответствовала его идеализации, он не просто разочаровался, а начал оскорблять ее, называть женщиной легкого поведения, читать ей проповедь, а в конце книги - избил ее хлыстом за то, что она улыбнулась ему с криком: "«люха, демон, искуситель!»" После чего совершил роскомнадзор. Это книга - большая длинная проповедь о целомудрии, соитии после брака, Шекспире и Библии, где все должны соответствовать ожиданиям автора.
В целом, сериал получил 5 из 10, а книга - 0 из 10. Сериалу, хоть и есть реальный конфликт, но не религиозная пропаганда, что вполне достаточно. Книге же я бы не рекомендовал читать, если вы не глубоко религиозны, храните себя до брака и периодически побиваете себя хлыстом, тогда вам она может понравиться.
Этот сериал - это зеркало нашего времени, отражающее самые тёмные и интимные уголки нашей натуры. Он - это не просто адаптация романа Хаксли, а глубокий социальный анализ, который делает нас задумываться над смыслом жизни.
С первых сцен Лондона будущего я была ошеломлена стерильной, идеализированной иерархической структуры, где каждый находится в своих предназначенных ролях. В этом мире потребление является смыслом жизни, а боль - это анормальное явление, которое не имеет места. Но что если боль - это то, что делает нас живыми? Или может быть, что наша жизнь - это просто маска, скрывающая пустоту и эмоциональную бездонность?
В The Guardian я нашла отзыв, который наиболее точно описывает сериал: "Этот сериал - как будто Instagram стал государственным строем". И в самом деле, каждый кадр напоминает рекламную кампанию Apple в мире, где чувства считаются ошибкой системы.
Главная героиня, Ленайна, стала для меня символом тихой тревоги, которая испытывает многих из нас в реальности. В ней всё по плану, но что-то внутри не смирится. Именно это - то, что мы все знаем: в глубине нашей души есть что-то, что не подчиняется правилам и нормам.
Когда Ленайна и Бернард оказываются вне пределов города, в "диких землях", происходит пробуждение. Оно пугает, потому что это означает, что мы должны смириться с тем, что наша жизнь - это не то, что мы ожидали.
В рецензии Vulture я прочитала фразу: "Brave New World - это не о будущем, а об эмоциональной пустоте, в которую мы сами себя загоняем". Именно эта пустота - это главная угроза. Не архангелы, не пришельцы, а гладкая, удобная бессмысленность.
Как журналист, я не могла не отметить, как аккуратно и многослойно сериал разбирает идею каст и иерархий. Здесь касты - это не только социальный механизм, но и метафора внутренней иерархии человека: кто ты по сравнению с другими? Альфа или Омега? Или кто-то совсем другой - вне системы?
Финал оставил ощущение странной свободы. Она беспокойна, тревожна, но настоящая. Как будто, чтобы действительно жить, нужно сначала выйти из собственного Лондона - из зоны комфорта, из "инстаграмного" мира, где вместо счастья тебе выдают "сому".
В конце концов, это не фантастика, а диагноз. "Дивный новый мир" - сериал, который не развлекает, а тревожит. И это его главное достоинство. Он не предлагает решения, но показывает, насколько хрупка человеческая суть под глянцем систем. И как важно не утратить в себе то, что больно - но живое.
Кинорелиз "Дивный новый мир" - это выдающаяся антиутопия, которую необходимо смотреть только тем зрителям, которые готовы лицезреть правду о будущем. В основании его сюжета лежит идея, что люди в эдите века живут исключительно ради наслаждения и ленивости, а любая форма его отсутствия (одиночество, моногамия) пресекается, чтобы не допустить зарождения любви или глубоких человеческих эмоций. Вся эта система контролируется сверху, и любой, кто загрустил, может ожидать последствий.
Визуальное представление сериала на высоком уровне, с пейзажами, которые являются поистине дивными. Однако, будущее, которое намеревается создавать авторы, остается частично закрытым, поскольку мы не видим ничего, кроме одного здания в новом мире, а старый мир показан в полной мере.
Люди низшего сословия, которые не дают скучать высшему классу, представляют им шоу "Старого мира", где моногамия является нормой. Но вопрос о том, чем люди занимаются в новом мире, кроме оргий и подработки психологом, остается открытым. Какие профессии есть у жителей нового мира? Как они живут? Все это создает завесу над миром, которая медленно разрывается.
За две серии я не успел насладиться атмосферой сериала, а уже началась завязка сюжета. Игра актеров характеризуется как выдающаяся; игра актеров, которые играют актеров-актеров, является поистине абсурдной (понимаете о чем, в доме моногамии). Глупостей сюжета глобальных нет, а минимальные есть. Например, если это антиутопия, то почему отклонения пресекаются так мягко, правила легко нарушаются и за это ничего? Но система эта держится уже столько лет, и никаких восстаний.
Если бы это не была антиутопией, я бы поставил сериалу 10 из 20. Однако, как мой любимый жанр, я готов смотреть дальше и надеюсь, что качество сюжета только будет улучшаться. Сомнительно грамм и нет драм!
Вокруг неожиданной вехи истории: сериал, вдохновленный классической книгой 1932 года, Хаксли, который предлагает уникальную перспективу на будущее. Согласно его фантазии, приблизительно через 550 лет, человечество может ожить в обществе, где младенцы не будут связаны традиционными семейными ценностями и молодые люди станут единым классом, свободными от социальных привязок.
В этом будущем медицина будет настолько прогрессивной, что она позволит не только поддерживать эликсир жизни, но и искусственно управлять численностью населения. Это может привести к разделению общества на касты в зависимости от интеллектуальных способностей, регулируя их еще до рождения.
Проблемы, возникшие в этом мире, будут решаться с помощью местного наркотика, который временно утихомирит беспокойства, но и сократит жизнь. В сериале "Дивное новое миры" есть отсылки к реальным историческим деятелям. Например, имя главной героини, Ленина, не имеет отношения к знаменитому революционеру, а лучшая подруга Фанни Ленина - это еще одна отсылка.
В книге также упоминаются Бернард Маркс, Бонапарт, Бакунин и Ротшильд. Книга была экранизирована дважды: в 1980 и 1998 годах, но новый сериал, с отличным кастом на руководящей позиции с красоткой Джессикой Браун Финдли, будет по-настоящему зрелищным!