Те, кто достигает вершин в спорте, часто называют его искусством, но скалолазание долгое время оставалось спортивной дисциплиной, которая была на границе между искусством и спортом ради самого процесса. Некоторые люди не видели в этом смысла, много боли и никаких ощутимых результатов. В чем был смысл. Перевод его в соревнование казалось бы противоречащим духу дела. Это было давно.
Крис Шарма, один из самых известных альпинистов в мире и мотор для профессионального скалолазания, является соавтором сериала "Восхождение", который состоял из восьми частей. В этом сериале индивидуалистическое времяпрепровождение соответствует стандартным формулам, характерным для среды: конкуренция обеспечивает повествование; телевидению нужен рассказ. Это достаточно увлекательно, если не обращать внимания на безудержные банальности в цветном комментарии.
В сериале участвуют 10 конкурсантов, крупный денежный приз и не менее ценная рекламная сделка (с моим пожизненным спонсором одежды", о котором мистер Шарма упоминает чуть более чем через три минуты после начала первого эпизода). Персонажи также чувствуют, что чувства, которые они выражают на земле, отражают стандартные приемы соревновательного программирования - мгновенный дух товарищества, равнодушие к победе.
Джейсон Момоа, актер, альпинист и давний друг мистера Шармы, является первым, что мы видим без рубашки на Майорке, в Испании, но он появляется только один раз за серию, по крайней мере, в первых трех частях (единственных, доступных в время для обзора). Стремление сделать "Восхождение" историей, интересной для людей, благородно, но может быть ошибочным: вовлеченные в него люди преданы спорту, который очень опасен и в основном одинок.
"Я не привыкла карабкаться на глазах у других людей", - неловко говорит одна молодая женщина, и к этому времени до зрителя, возможно, уже дошло, что компания новых друзей, кричащих "Уууу!" каждый раз, когда альпинист продвигается на несколько дюймов вперед, это не сильно влияет на его или ее концентрацию. В то же время, когда кто-то преодолевает, казалось бы, невозможную поверхность, возникает некое волнение, даже если, как и я,
Профессиональный альпинист Меган Мартин разделяет с г-ном Шармой обязанности по приему гостей и гида, предоставляя техническую информацию и критикуя усилия альпинистов в местах с такими забавными названиями, как Pais de las Bicicletas. Мероприятия варьируются от "глубоководного соло" на атолле Майорка до "спортивного скалолазания" на известняковых скалах Каталонии и "боулдеринга" в Сант-Льоренц-де-Монгай, Испания, стране с множеством мест для скалолазания, которые захватывают дух - как с эстетической точки зрения, так и с точки зрения их потенциальной возможности причинения вреда здоровью.
Телевизионные спортивные состязания вряд ли в дефиците, но "Восхождение" является новым, поскольку в нем много неудач — игра, какая она стала, выигрывается не только путем восхождения на определенную скалу, но и тем, как быстро это делается и, если вы не доберетесь до вершины, какова ваша реальность. Что может обескуражить некоторых, так это то, что правила природы все еще действуют: независимо от того, насколько волевым может быть дух, скалолазание в основном связано с плотью - моложе, сильнее, быстрее; все рискуют в "Восхождении", кто-то больше, чем кто-то другой.
Таким образом, сериал "Восхождение" представляет собой уникальный способ представить скалолазание как не только спорт, но и искусство, требующее чувства товарищества, упорства и понимания природы.
В отчаянной битве за славу и приз, десяти альпинистов вышли на вершины, чтобы покорить не только природные обелиски, но и собственное понимание себя. В первых эпизодах нового конкурсного шоу HBO Max «Восхождение» два соперника сражаются в индивидуальном бою за право оставаться в шоу, а это всего лишь маленькая часть дюжины талантливых альпинистов, которые соревнуются за призовой фонд, признание и возможность начать новую карьеру.
В недели-боулдеринге без веревочной системы, которая обеспечивает безопасность альпиниста на скалистой стене, гигантская подушка на земле - единственное, что отделяет их от потенциального падения с двухэтажного дома. Несмотря на упрощенную версию «Восхождения», когда альпинисты самим несут все необходимые подкладки и произвольное наказание, предназначенное для того, чтобы стыдить тех, кто не достигает таких же физических или метафорических высот, как их сверстники, «Восхождение» показывает общий план всех участников, все несут коврики. И когда приходит время взлета, вокруг раздаются возгласы поддержки.
Поле может сокращаться на одного от эпизода к эпизоду, но эта группа ближе к команде, чем вы увидите в большинстве подобных шоу. Соревнование с призовым фондом в размере 100 000 долларов и сопоставимой сделкой по поддержке альпинистской компании - висящей на волоске. Но это почти становится второстепенным по отношению к тому, что работает в сериале.
Соведущие Крис Шарма и Миган Мартин, звезды мира скалолазания, не манипулируют ими друг против друга и не подталкивают их саботировать шансы друг друга. Чем больше продолжается шоу, тем меньше эти подъемы становятся туманными психологическими испытаниями и больше демонстрацией мастерства. Посмертные интервью фактически анализируют решения и стратегии.
В одном выдающемся эпизоде из ранних эпизодов вся группа анализирует кадры первого восхождения, выделяя достижения и предлагая помощь для решения следующих задач, которые ждут впереди. Хотя кажется, что «Восхождение» лучше смотрелось бы как более традиционный документальный сериал, основанный на напряженности, присущей восхождению (или «отправке», как называют это здешние альпинисты), здесь достаточно отрезков, которые все же умудряются передать атрибуты соревнований в сторону.
Аудитория получает крошечные проблески прошлых триумфов и травм конкурсантов. Эти истории происходят из разных регионов Соединенных Штатов и за их пределами, многие из них рассказаны людьми, которые чувствуют дополнительное давление, чтобы выступать и представлять группы, которые не всегда так заметны в спорте в целом.
Некоторые альпинисты, которые принимают участие, даже возмущаются мыслью, что соревнования заставляют людей подходить к некоторым восхождениям по-другому. Первый эпизод порождает философские дебаты, которые возбуждают людей больше, чем любые разговоры о призовых: если вы можете достичь вершины, обязаны ли вы это делать?
Для телешоу, пытающегося выбрать лучшее из мира реалити-шоу и документального повествования, это в значительной степени лучший сценарий. «Восхождение» - не только конкурс, но и путь к самовоспитанию, который помогает альпинистам найти свой предел и преодолевать свои страхи.