Моя оценка советской власти все чаще приобретает негативный оттенок. Воспеваемые ценности представляются мне двусмысленными, каким-то призраком, что исчезло в тумане истории.
8 ноября больше не является праздником для современного человека. Несколько лет назад этот день был связан с памятными событиями, но теперь он уже не имеет такого же значения для обычного гражданина. Исключения составляют поклонники Олега Меньшикова и его друзей, которые вспоминают о дне рождения их кумира.
Актер молчит на все вопросы, отвечая только своей работой. Возможно, это результат его гениальности, но даже лучшие работы подвергаются критике, и не редко более жесткой, чем обсуждение его личной жизни.
Именно в исполнении роли Бендера в «Золотом теленке» Ульяны Шилковой Меньшиков получил характеристику плоского персонажа, который не достоин внимания зрителя. Но такой категоричный отрицательный отзыв неизбежно провоцирует интерес к экранизации.
Однако Меньшиков неожиданно предстает перед нами как Турецкоподданный, а его поклонники - это огромное количество людей, которые любят Остапа именно в этом облике. Сравнивать двух Остапов (Меньшикова и Миронова) - это неблагодарное дело, но обидеть поклонников обоих - это можно.
Если бы они могли слияние воедино, то получился бы тот самый человек, о котором написали Ильф и Петров в своем произведении. Но на сегодняшний день герой разделен, и его незаурядная деятельность осталась в одной стороне, а лирика и сентиментальность - в другой.
Меньшиков стал душой картины, он незримо присутствует в каждом кадре. Без него можно представить как может выглядеть миллионер или нищий, свободный художник или философ. Все они люди необычные, создавшие, достойные восхищения.
«Золотой теленок» демонстрирует зрителю другого Бендера - понимающего, что уже не по возрасту мальчишеские глупости. Пора посвящать себя более серьезным делам, серьезнее смотреть на мир. И только благодаря Олегу Евгеньевичу персонаж стал настолько глубоким и даже трагичным.
Поступки героя приобрели столь недостающие полутона. Он может на поступки, не приносящие ни выгоды, ни пользы. Оказывается он также способен на любовь. Например, великий комбинатор женится на Зосе, связав свою судьбу с этой женщиной и не собираясь навсегда исчезать или пользоваться ею или ее положением.
В его голосе иногда может померкнуть искра, способная вести за собой. Но это не надолго. Сейчас Великий Бендер немного обдумает ситуацию и «заседание продолжается, господа присяжные заседатели».
Меньшиков идеально подходит на данную роль, его легкость и пластичность превращаются в изящество и элегантность. И уже совершенно не имеет значения, одевает он себя в лохмотья или наряд короля. После встречи с Командором никто даже и не вспомнит, во что он был одет, а его манеры и бескомпромиссность - это то, что не может не запомниться.
Его нельзя не любить. Шура, Козлевич, Паниковский неравнодушны к нему, но любит его каждый по-своему. И возможно, даже себе не признается в своем чувстве.
10 из 10
Я не претендую на согласие или разделение моего мнения. Я получил шанс выразить восхищение любимым актером и сделал это.
Воспоминания о давно просмотренном сериале обострились, и я решил дать ему шанс на третьей попытке. С первого раза я не мог продолжить смотреть более 2-3 серий, так как мои воспоминания о детстве, юности и молодости вызывали вину, а не просто стресс. Раньше я смотрел этот фильм еще в начале 70-х годах, ребенком по ТВ, а затем в начале 80-х – в кинотеатре, где я работал киномехаником и "кинул" его целый месяц.
Только когда я смог абстрагироваться от сравнения с классическим фильмом Швейцера, созвучиями С.Юрского, З. Гердта, Е. Евстигнеева и Л. Куравлёва, а также моими чувствами, вызванными этим фильмом, я сумел его просмотреть. Для человека, который, как я, имеет богатый опыт кинонаблюдения, любое сравнение может представлять собой "святотатство". В конце концов, я смог насладиться сериалом, но не с тем же энтузиазмом, что и в детстве.
Воспринять это я сумел, забыв о прежнем фильме. И с такой позиции могу сказать, что сериал мне понравился, но не столь блестяще, как ожидалось. Я чувствую, что молодые и малоизвестные актёры стараются слишком (иногда даже чересчур), создавая свой образ Остапа.
Среди этих актёров есть Меншиков, который, по моему мнению, очень хороший! Он сумел впервые создать свой образ Остапа, уже более современный и динамичный. Хотел бы я увидеть его в "12 стульях", где он сыграл бы молодого Остапа еще ярче и выразительней.
В целом, касаясь образа Остапа в кино, я позволю себе поделиться опытом, который я получил из множества соцсетей, где проходили опросы на тему: "Какой из Остапов лучший?" При просмотре ответов, я заметил отчётливую тенденцию того, что большинство отвечающих называли лучшим того Остапа, который они видели первым. Лично я не исключен из этой тенденции и "мой Остап" – это конечно же С.Юрский, А. Гомиашвили – молодой Остап, а вот великолепный во всех ролях и фильмах А. Миронов на съёмки этого сериала просто не пришёл, создавая некий бенефис из своих предыдущих ролей.
Это моё (и не только) мнение, и я готов принять на себя все виртуальные помидоры от поклонников Миронова, к числу которых я отношу себя уже 50 лет. НО! Не к фильму "12 стульев". В заключении добавлю пару слов, не связанных прямо с фильмом.
В прежнем фильме (Швейцера) есть несколько моментов, не соответствующих книге, но, по моему мнению, очень вписывающихся в сюжет романа. Вот один из них. Когда Остап подходил к какому-то учреждению, где было написано: "Вход только для членов профсоюза", вахтёр его спрашивает: "Член?" – Остап: "Член, член! Профсоюз пролетариев умственного труда". В книге этой фразы не было, сам проверял.. Забавно то, что похожий и не менее смешной случай произошёл (в 80-х) с С. Филлиповым, при его посещении "Дома кино" в Ленинграде.
Свидетелем был мой отчим. Вахтёрша, видимо не знавшая Филлипова, спросила его: "Член дома?" На что невозмутимый актёр сразу ответил: "Нет! С собой!" И зашел. Представляю себе вахтёршу с открытым ртом!
Неожиданно, но блестящая экранизация, которая сумела передать истинное дыхание классического произведения Ильфа и Петрова. Все предыдущие версии, похоже, не смогли достичь той же высоты эмоционального переживания, которое я испытывал при чтении книги. А вот стремление превзойти ее - это, конечно, недостижимо.
Однажды я понял, что образ самого Бендера – это скорее символическая фигура, чем конкретное лицо. И воплощать его на экране одним актером всегда будет не слишком удачной попыткой, потому что он будет «всегда» недотягивать до своей истинной природы.
В отличие от многих других экранизаций, эта кропотливо, бережно и достоверно передает точное содержание великого произведения. Я пребывал в состоянии блаженной эйфории на протяжении всего периода просмотра, а вот финал огорчил меня – я консерватор и мне нравится грустный конец великого комбинатора.
Я обожаю не только само произведение, но и его экранизации. Неоднократное перелистывание любимого сериала, каждый раз открывая для меня все новые и новые грани знакомых персонажей, стало для меня сенсационным опытом. И главные, и второстепенные роли в картине выглядят абсолютно естественно и колоритно, но при этом нет ощущения карикатуры или шаржа.
Особое признание заслуживает передача афоризмов Бендера – это его доминирующая черта, идеально точно переданная в фильме. Поклонники доброго и осмысленного юмора останутся довольны «Золотым теленком». А вот любители спецэффектов, перестрелок и чего-то сверхъестественного просто потратят время и оставят грустный отзыв.
В целом, я оцениваю экранизацию в 8 из 10.
В исполнении Остапа Бендера авторы создали сложный портрет - синтез циничной романтики, что стало его отличительной чертою. Несмотря на кажущуюся странность этого сочетания, именно в этом раскрывается полнота его характера, которая превращается в легендарную личность. В инсценариях Юрского и Миронова Бендер не получил достоинства, а также чести, свойственного ему в исполнении Остапа. Их фразы проглядывают пафосностью и позерством, что является привлекательной особенностью именно Остапа.
Действия и поступки Меньшикова, играющего Бендера, несут характер настоящего хитроумного мошенника и авантюриста, а не клоуна-неудачника, оставшегося без работы. Они полны остроумия, изящества и даже мерзкого старикашества.
Леонид Окунев заслуживает настоящий шквал аплодисментов за столь правдоподобное исполнение этого маленького, язвительного и даже мерзкого старикашки. Его персонаж соответствует своему прототипу, живущему на страницах книжного издания с не меньшим достоинством.
Картина интересна в равной степени, как и драматургия, которая позволяет создателям сосредоточиться на проблемах полного раскрытия характера. Они не торопясь перелистывали страницы и смеялись от души над новыми личностями, которые внезапно возникли перед ними.
Несмотря на некоторые недостатки, включая финал (на мой взгляд), общее впечатление от картины остается неизменно - создатели смогли достичь необыкновенного результата. Фильм напоминает о том, что искусство может быть столь привлекательным и могучим, если только создателями будут заниматься тем, что им нравится, а не поддаваться настроениям моды или популярности.
В целом, картина - это образцово выполненная работа, которая позволяет зрителю насладиться динамичностью и остротой сценария, а также мастерством исполнителей. Ее финал может быть спорным, но в целом она остается шедевром, который достоен культурного признания.