В последние годы экранизация литературных шедевров стала все более популярной тенденцией в кинопроизводстве. Конечно, далеко не все они получили положительные отзывы – процент действительно выдающихся работ ничтожно мал.
Сериал «Преступление и наказание» - это истинное шедевро. Согласитесь, мало какой фильм может достичь такой степени мастерства, чтобы вызвать у зрителя желание вернуться к источнику и прочитать его, руководствуясь новыми впечатлениями.
Также как и сама книга, сериал насчитывает восемь частей – такое количество экранного времени обусловлено точным соблюдением текста. Музыкальное сопровождение в сериале отсутствует – лишь тоскливые звуки, которые усиливают настроение событий. Однако музыка, звучавшая в начальных титрах, поразила своей глубиной и эмоциональной нагрузкой.
Игра всей актерской труппы была на очень высоком уровне, за исключением Владимира Кошевого – он явно заслужил дополнительную оценку. Панин в роли Порфирия Петровича несколько нервозен, но, на мой взгляд, его персонаж только выиграл от этого. Мармеладов (Кузнецов) также был на высоком уровне, что является отдельной похвалой.
В целом, фильм произвел грандиозное впечатление, за исключением его заключительной части, которая не дотянула до остальной части сериала. В любом случае, хочется выразить благодарность создателям сериала за это шедевро.
10 из 10 – моя оценка фильма, который является истинным примером качественного экранизирования классической литературы.
Вступая в мир романа, я был погружен в его всепроникающий дух до глубины души. Какой смелости и уверенности требует экранизация этого бессмертного произведения! Впрочем, наша съемочная группа не только взялась за это daunting задание, но и сумела передать атмосферу романа с точностью до наоборот.
Первое, что бросается в глаза при начале просмотра - сама атмосфера сериала и тщательность, с которой авторы подходят к ее воссозданию. Преобладание желтого оттенка там не случайно - это гармонично согласуется с рукописью, где цветовая гамма играет важную роль. Итак, желтый - грязно желтый, навевающий тоску и уныние, ощущение жары и духоты - он доминирует в атмосфере романа. Иногда казалось, что съемочная группа сантиметром в руках измеряла каждое помещение (подъезд, улицу, дома), как бы заглядывая в книгу.
Обрывки уличных разговоров, реплики, которые то и дело слышит главный герой, бредя по городским закоулкам - они становятся для него своеобразными знаками, подталкивающими его к совершению преступления или заставляющими сомневаться в необходимости. Эти фрагменты жизни героев сериала так реалистичны, что дух захватывает - любые разговоры звучат без пафоса и театральщины, а персонажи подобраны исключительно удачно.
Мармеладов - совершенная игра Кузнецова. Войдя в эту достаточно сложную роль, он избежал чрезмерной слезливости и представил своего героя многогранным и неоднозначным человеком. Катерина Ивановна - ужасная женщина, как и было задумано. Образы женщин в сериале (Душечка, мать Раскольникова, Амалия Ивановна, Настасья) представлены удивительно яркими красками, честно говоря, во время прочтения представить их воочию довольно сложно.
Сонечка - этот персонаж, на мой взгляд, даже делать-то ничего не нужно - только один ее вид способен вызвать у зрителя шоковое состояние: абсолютный ребенок. И тем страшнее на этом фоне кажется ее жизнь. Нельзя выделить для каждого персонажа хоть несколько слов - лимит на мое выступление, увы, ограничен.
Свидригайлов - один из самых любимых мною героев романа. Возможно, Балуеву не удалось достать до третьего образного слоя, но второй ему явно удался - и это при том, что его персонаж терзают нешуточные страсти и окружающая чертовщина. Его руки, холенные и изнеженные, удивительно точно передают всю беспомощность своего хозяина, его разочарованность в жизни и непомерную усталость.
Конец фильма - финал подкачал духу не хватило или силенок? Раскаяние героя не впечатлило, равно как наиболее напряженная сцена романа - ночь, предшествующая самоубийству Свидригайлова. Не удалось авторам передать той напряженности и дикого ужаса, которые и подвели к тому, что герой не мог больше существовать.
Поминки Мармеладова - исключительная сцена. В ней сумели показать все - противостояние Лужина с Раскольниковым, интриги первого, и вообще каждый гость сумел выделиться из массы.
В довершение хочется порекомендовать этот сериал к просмотру абсолютно всем зрителям, даже тем школьникам, для которых творчество Федора Михайловича способно разве что в страшном сне присниться. Да и их преподаватели, не знающие, как донести до своих учеников некоторые моменты книги, наверняка почерпнут для себя что-нибудь полезное. Ну, а если вы просто являетесь любителем качественных фильмов, то пройти мимо данного сериала будет просто преступлением - без наказания, конечно.
Я не пожалуйся на истины, но моя встреча с творчеством Достоевского была ограничена рамками школьного образования, а то и вовсе по принуждению. Однако, знакомство это обернулось для меня уважением перед великим писателем.
В начале сериала перед нами предстает Петербург - город, в котором изысканная роскошь дворцовых парков и ансамблей тесно соседствует с неприглядной бедностью и разрухой. Где-то я слышу возмущенные реплики о том, что это утрированное неправдоподобие подобного соседства двух миров, но ведь это было, было... Да и о жизни тамошнего бедного люда (к которому принадлежал и Раскольников) уже написано много, включая учебники по истории.
А теперь к актерскому составу и его игре. Слов нет - все на высшем уровне достойно. Правда, вначале Владимир Кошевой в образе Раскольникова показался мне несколько неуместен (я его представляла совсем другим), но впоследствии своей игрой он сумел меня переубедить. Зибров, Кузнецов и Панин также блестяще справились со своей задачей. Кстати, Зибров так вписался в свой образ, что вызывал у меня почти физическое отвращение. Мармеладов потряс своим диалогом, а Порфирий Петрович - это как будто он сошел со страниц романа.
Женские персонажи также поразили своей великолепной игрой - и, в первую очередь, Яковлева. Сонечка (Полина Филоненко) получилась на славу, но данный персонаж, сыгранный Татьяной Бедовой в фильме 1969 года, на мой взгляд, смотрелся более впечатляюще. Минус Васильевой - мне показалось, ее героиня должна была быть более гордой и статной, на деле же она выглядит наивной и слабой девушкой.
Ну и под конец оставила своих любимых персонажей - Свидригайлова и Разумихина. Актерам Балуеву и Перегудову отдельная благодарность и крики "браво!". Сергей Перегудов сыграл бунтаря - бунтаря задорного, бойкого и очень отзывчивого - то есть того Разумихина, каким его видел Достоевский. Ну, и я, в том числе. А вот Балуев превзошел своего книжного персонажа - он сумел сделать его намного тоньше и глубже, добавив в образ трагичность и благородство. Более того, после этой игры я уже не могу воспринимать Свидригайлова как абсолютно мерзкого человечка.
Создателям сериала удалось совершить практически невозможное - воспроизвести рукописный текст на экране таким образом, что он не потерял смысла и своей гармонии. Чувствуется, что фильм создавался с любовью к зрителям и читателям. Правда, финальная сцена несколько подкачала, мне кажется, что некоторые люди смогут неверно интерпретировать перерождение Раскольникова. Но и этот маленький недостаток не сумел испортить общего впечатления от сериала - думается, что после его просмотра рука сама потянется к книжной полке.
В целом, я дам 10 из 10.