Чтобы понять глубину сериала, нужно познакомиться с историей иерусалимской общины, которая протянула более столетий. Евреи приезжали в Иерусалим в зрелые годы, обладая достаточными средствами, чтобы посвятить оставшуюся жизнь изучению Торы. Местные арабы называли их "бней мавет" - сыны смерти, потому что они приезжали на смертном пути. Приезжали из Восточной и Западной Европы, Марокко, Египта, Ирака и Йемена. Каждая община имела свой квартал, свои дома учения и синагоги.
Встречаясь на рынке, белорусский и йеменский еврей разговаривали на лошн-койдеш - святом языке Торы или на арамейском языке Геморы. Эти языки похожи, но произношение у ашкеназов, восточных и сефардских евреев различается. Некоторые люди не всегда легко разобраться в разговоре, поэтому они писали друг другу записочки.
В Израиле принято сефардское произношение, и герои фильма говорят на нем. Но цитируют Тору и Талмуд на ашкеназском диалекте. Это сразу создает колорит и атмосферу знакомую мне с детства.
В Меа Шеарим, квартале в Иерусалиме, люди живут в традициях старой общины. Они получают денежные вспомоществования - халуку - из своих общин и от благотворителей. Специальные сборщики обходят еврейские местечки в Польше и России, собирают пожертвования.
В наши дни что-то стало меняться. Появились движения Поалей Цион, Тора ве-Авода, движение Вязаной Кипы. Их члены получают помимо религиозного профессиональное образование, служат в армии, занимаются политикой, наукой и не живут в старинных кварталах.
В Меа Шеарим сохраняется традиционный образ жизни. Люди занимаются только Торой и получают маленькие пособия на детей от государства. Они живут в своих гетто, ненавидимые и презираемые окружающими, особенно выходцами из СССР.
Но есть учитель, который заменил мне отца, исцелил мою душу, благословил мой труд - и я стал приносить своим трудом благо, а не только зарабатывать деньги. Конечно, за благо платят меньше. Но если прибавить радость души, творящей добро, то ущерба не ощутишь.
В заключение скажу, что этот сериал знаменует поворотный момент в израильской культуре. Сто лет изгоняли иудаизм, харедим прятались и вздрагивали, когда их касались чужие руки. Сто лет над ними только потешались и издевались нахлынувшие из Европы не религиозные евреи-социалисты и евреи из СССР.
И вот наконец тоненький ручеек пробился из гетто в мир, принес сохраненную в гетто еврейскую человечность, юмор, еврейский ум. Есть в этом сериале нечто от плутовского романа, от ласковой насмешки над самими собой, от еврейской самоиронии.
Если этот ручеек окрепнет, мир вскоре увидит расцвет израильской еврейской культуры. Не монстров евровидения, не инфернальные изыски, а это чудесный тайный сад, который хранит в себе Народ Книги. И может быть мир захочет, чтобы люди в нем снова стали такими, какими их сотворил Всевышний.
Сказать проще - этот фильм пробуждает в зрителе желание любви и раскаяния. А в еврейской душе еще любовь к Богу и своему народу, Израилю.
Я отправилась на культурный приключение в сердце израильской культуры, погрузившись в драматический сериал "Штисель" (2013-2016), который пролежал в моих закладках, ожидая момента, когда я finally решила его посмотреть. И как неожиданность, моя знакомая из Израиля, проживающая в этом самом городе, где происходит действие сериала, упоминала о нем с положительным отзывом, и это стало еще одним стимулом для моего желания его просмотреть.
Алон Зингман, начинающий режиссер, снял фильм, который рассказывает о жизни ультраортодоксальных евреев, живущих в отдельном квартале Иерусалима. Для меня это было необычно и интересно, потому что я знала только теоретически о жизни этих людей, а теперь я увидела ее на экране.
Сериал "Штисель" - это история семейства Штиселей, жизнь которых протекает в соответствии с традициями и религиозными канонами. Мужчины этой семьи практически не занимаются ничем кроме изучения Торы, а женщины - это рожать, воспитывать детей и управлять домашними делами.
В центре внимания фильма находятся недавно овдовевший отец семейства Шулем и его младший сын Акива. Акива - это художник, который склонен к индивидуализму и не хочет подчиняться традициям. Его отец Шулем - это сложная личность, которая одновременно заботится о семье и руководит ее делами, но также может быть деспотичным и лицемерным.
Другие члены семьи также ведут себя не всегда безупречно по отношению к своим близким. Нухем, младший брат Шулема, является жуликом, который живет в Бельгии и периодически появляется в Иерусалиме. Братья между собой конфликтуют, и Акива вынужден лавировать между требованиями религии и своими чувствами.
Я смотрела этот сериал, не зная, что ожидает меня на следующих эпизодах. В конце второго сезона я получилаhint о счастливом конец, но остается вопрос, как дальше будут развиваться события.
В целом, я понравился фильм, несмотря на не идеальные сюжетные линии и некоторые недостатки в написании сценария. Актеры также мне понравились. Если у вас есть интерес к тематике израильской культуры или вы хотите увидеть драму о жизни ультраортодоксальных евреев, то я рекомендую вам просмотреть "Штисель".
В израильском сериале "Штисель" авторы намеревались портретировать ультраортодоксальную семью, ее уклад жизни, взаимоотношения между членами семейства и взаимодействие с окружающим миром. Режиссёр Алон Зингман остался удовлетворен реакцией аудитории, даже тех представителей ультраортодоксальных общин, к которым он первоначально обращался. Сериал так понравился им, что мелодии из него стали звучать на свадебных церемониях, что признал создатель в интервью. Это не вызывает удивления, потому что ультраортодоксальные общины - это люди с крепкими традициями и убеждениями.
Авторы сериала, имеющие харедимские корни, трудились над проектом, чтобы продемонстрировать реальную жизнь ультраортодоксов, не пренебрегая при этом художественной свободой. И результат не подводит: сериал получил широкую зрительскую аудиторию и не потерял популярности даже спустя несколько лет после премьеры в 2013 году.
"Штисель" - это портрет ультраортодоксальной семьи, которая живет простыми человеческими истинами и ценностями. Она не отстает от общечеловеческих чувств, таких как любовь к детям, забота о внучках, а также не чужда юмору. Религиозные обычаи не препятствуют ей жить по принципам и ценностям, на которые она основывает свое существование.
Сериал "Штисель" подчеркнул, что ультраортодоксы - это люди, живущие согласно своим убеждениям и традициям, но при этом не отстает от общечеловеческих чувств. Они могут уживаться с людьми, которые не говорят на том же языке, они могут laugh together и радоваться жизни.
В целом, сериал "Штисель" - это увлекательная телевизионная драма, которая может привлечь внимание тех, кто никогда не интересовался жизнью ультраортодоксов. Он доказывает, что религия и традиции не мешают людям быть людьми, живущими по принципам и ценностям.
Один из наиболее пленительных сериалов, который я когда-либо имела честь увидеть. Он повествует о сложной и многогранной истории одной семьи, не ограничиваясь лишь поверхностными эпизодами их жизни. Это живое, динамичное кино, которое дает возможность погрузиться в глубину человеческой природы. Каждый персонаж здесь представлен как полноценный человек, с его уникальной психологической ландшафтой, ценностями, надеждами и слабостями. Нету героев и злодеев - есть люди, которые живут в соответствии со своими убеждениями, мечтами и ошибками.
Не будем разглашивать интригу сериала, но стоит отметить, что конец второго сезона дошел до точки слезливости. Этот фильм не ограничивается просто изображением ультраконсервативного общества. Он - это по-настоящему философская драма, которая затрагивает важные вопросы о смысле жизни, идентичности и ценности. В центре сюжета - вопрос о том, кто мы есть и ради чего живем, а также о том, что является истиной и верностью.
Хотя сериал может вызвать некоторые reservations у зрителей из-за своих нестандартных представлений, он по-настоящему ценен тем, что в нём люди не отождествляются с определенным социальным или культурным контекстом. Здесь мы видим людей, которые могут быть чужими нам по своим убеждениям, но при этом они - это наши современники, которые переживают свои собственные внутренние и внешние конфликты.
В сущности, несмотря на все различия между нами и ними, все мы Люди. И этот сериал об этом - о том, что мы все едины в своей человечности, а также о том, что любая жизнь является священной и достойной уважения.
Восторг от неизвестного доходит до феерического уровня, когда я наконец-то сел перед экраном и насладился израильским шедевром, который буквально оставил меня без дыма.
Исключительно уникальная школа визуализации истории Иудейского государства - это то, что отличает израильский кинематограф от остальных. Ортодоксальные евреи живут в собственной вселенной, как бы внутри другого государства, и мы получили уникальный шанс увидеть мир через завесу, поднятую над ним.
Сценарий, режиссура, игра актеров - все это просто идеально. И не только они: Иерусалим, это город, который буквально живет своей жизнью, и его архитектура, культура и дух так же вливаются в сериал.
Сюжет охватывает целую семью на протяжении нескольких поколений. Прадед главного героя приехал из Минска и уже пять поколений они живут на земле обетованной. Это не только история одной семьи, но и символическая история народа, который вписывается в контекст Ветхого Завета.
В таких условиях друзей не нужно иметь: родня - это то, что обеспечивает безопасность и поддержку. Именно это позволяет создавать такие сериалы, которые могут радовать зрителя на протяжении многих часов.
Таким образом, я хочу рекомендовать вам смотреть этот сериал и наслаждаться его красотой, богатством историй и глубоким смыслом.